» » Автоматизация бизнес-процессов предприятия

Автоматизация бизнес-процессов предприятия

Деятельность любой организации представляет собой совокупность взаимодействующих бизнес-процессов. Бизнес-процесс – совокупность видов деятельности, направленных на преобразование входов в выходы с целью выпуска продукции или оказания услуги, удовлетворяющей требования потребителя. Конкурентоспособность и прибыльность предприятия напрямую зависит от эффективности бизнес-процессов.
Автоматизация – способ управления бизнес-процессами с использованием информационных технологий. На сегодня такой подход используется в самых разных областях и его выбор не зависит от размера организации.
Для практического выполнения описания, анализа, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов существует множество различных техник, подходов и программных продуктов, работают обучающие и консультационные организации.

Бизнес-процессы предприятия

Бизнес-процессы любой организации можно разделить на следующие группы:
  • основные (ключевые) бизнес процессы – создают представляющий ценность для потребителя продукт (услугу) или увеличивают его стоимость на промежуточном этапе создания, например: разработка, производство, монтаж;
  • поддерживающие бизнес процессы – направлены на предоставление необходимых ресурсов для основных процессов, обеспечивают функционирование инфраструктуры предприятия, например: обслуживание, обработка данных, управление ресурсами;
  • процессы развития – обеспечивают совершенствование деятельности предприятия в перспективе, например: развитие персонала, долгосрочное планирование;
  • управляющие бизнес процессы –- направлены на достижение целей предприятия, путем управления перечисленными процессами, например: планирование, мотивация персонала, оперативное управление.
автоматизация бизнес процессов предприятия

Определение необходимости автоматизации на предприятии

Автоматизация бизнес-процессов помогает улучшить качество продукта (услуги) и способствует прозрачности управления. За счет уменьшения участия человека, автоматического принятия решений в заранее известных ситуациях, учета большего объема информации и использования технических и программных средств автоматизация позволяет:
  • увеличить скорость выполнения цикличных операций,
  • снизить количество ошибок,
  • повысить точность выполняемых операций
  • уменьшить вариабельность получаемого результата,
  • выполнять несколько операций параллельно без потерь,
  • увеличить скорость принятия решений,
  • повысить производительность бизнес-процесса,
  • уменьшить время, затрачиваемое на выполнение,
  • уменьшить издержки.
После оптимизации бизнес-процессов анализируют возможности автоматизации. Ручное выполнение предпочтительнее, а автоматизация может быть невыгодна в следующих случаях:
  • выполнение операции автоматизированным способом невозможно на необходимом уровне качества,
  • автоматизации операции слишком сложна технологически,
  • необходимость переподготовки или увольнения значительного количества работников,
  • жизненный цикл продукции (услуги) слишком короток,
  • продукция (услуга) является единичной или уникальной,
  • нестабильность спроса, требующая изменений в производстве.

Этапы автоматизации бизнес-процессов

Определение целей автоматизации
Для принятия решения о начале работ по автоматизации необходимо установить стратегические цели автоматизации.
Формализация бизнес-процессов
Для описания бизнес-процесса определяют его входы и выходы, подпроцессы, последовательность выполнения, движение информации, взаимосвязь, ресурсы, ограничения и т.д.
Автоматизация бизнес-процессов предприятия
Для описания бизнес-процесса также используются характеристики его результативности и эффективности, например: время выполнения, стоимость, уровень качества, стабильность, точность. В результате составляются модели бизнес-процессов «как есть».
Оптимизация бизнес-процессов
Полученные модели анализируют, формируют модели «как должно быть» и разрабатывают мероприятия для достижения бизнес-процессами расчетных параметров. В результате бизнес-процессы выстраиваются так, чтобы исключать задержки и необязательные или лишние операции.
Автоматизация бизнес-процессов предприятия
Результатом оптимизации может быть реорганизация организационной структуры предприятия или реинжиниринг бизнес-процессов.
Разработка технического задания
При участии владельцев процессов определяются конкретные задачи.
Кодирование бизнес-процессов и разработка должностных инструкций
Кодирование осуществляет чаще всего организация по внедрению. Разработка должностных инструкций на данном этапе облегчит последующее обучение персонала и эксплуатацию системы.
Обучение персонала
После внедрения всегда происходят изменения, требующие обучения работников. На данном этапе может возникнуть сопротивление работников изменениям.
Опытная эксплуатация
Эффективность внедренной системы может быть объективно оценена.